«Как заниматься с ребёнком дома»
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА
1. Время занятий - 15-20 минут.
2. Занятия, кроме спокойной, деловой обстановки, также могут проводиться во
время прогулок, поездок.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
4. Выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
5. При получении задания, ознакомьтесь с
его содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
6. Будьте терпеливы, внимательны и требовательны к ребенку во время занятий.
КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКАМИ
1. Проговорить звук совместно с ребенком.
2. Выяснить как располагаются губы, зубы, язык, при произнесении данного звука.
3. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумать слова.
4. Нарисуйте букву, которая обозначает данный звук, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
5. Придумайте игры со звуком, над которым работали (представлены в памятке) .
6. Проговорите весь речевой материал на данный (домашняя тетрадь для заданий логопеда) .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
-С-
«Улыбка»-растянуть губы в улыбке.
«Заборчик» -улыбнуться и обнажить зубы
«Чистим нижние зубки»-улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы. Движения вверх-вниз и влево-направо
-Ш-
«Дудочка»- с напряжением вытянуть губы вперед.
«Рупор» - приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
«Блинчик» - приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.
«Чашечка» - рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.
-Л- и –Р-
«Окошко» - открыть рот – «жарко», закрыть рот «холодно».
«Качели» - открыть рот. Губы в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
«Чистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”. Движения языка
вверх-вниз и влево-вправо.
«Иголочка» - открыть рот. Улыбнуться. Кончик узкого языка поднять вверх
к бугоркам верхних зубов.
Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
1. Гимнастика проводится 10-15 минут.
2. Упражнения выполнять перед зеркалом
3. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
4. Упражнение выполнять после показа взрослого.
5. После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию) .
6. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Основные параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Снежинка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки. Губы ребенка округлены. Щеки не надувать!
«Вертушка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вертушку.
«Задуй огонёк»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.
Также – «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку! », «Надуй шарик»,
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«ИГРА БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
ВЗРОСЛЫЙ:
«Повторите ряд гласных: А, О, У.
Сколько в нем звуков?
Какой звук первый, второй, третий?
Какой звук стоит после А, перед У, между А и У? »
ДЕТИ отвечают.
«ПОЙМАЙ ЗВУК»
ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Д»:
А, К, В, Д, У, С, И, Д, З, Н, Д
ДЕТИ: выполняют задание.
Аналогичная работа проводится с другими звуками, как гласными, так и согласными.
«ПОЙМАЙ СЛОВО»
ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Р»:
Рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, рыба, лодка, радуга,
ДЕТИ выполняют задание.
Тот же порядок работы — со звуками С, 3, Ш, Ж, Л.
«ИСПРАВЬ МЕНЯ»
ВЗРОСЛЫЙ: «Я буду тебе называть слова неправильно, а ты будешь меня исправлять».
(в словах звук пропускается или заменяется тот, который на этапе автоматизации)
Р - ыба, ак, лабота; Ш - апка, уба, суба; Л - ук, асточка, вампа.
РЕБЕНОК исправляет, называет слово правильно.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«ОДИН-МНОГО»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.
Пример: стол – столы, шапка – шапки.
«ПОСЧИТАЙ-КА (1-5) »
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО? »
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Пример: предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало? », ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок - носочек
«ИЗМЕНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложениях Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, Они едят суп